образовательно-доверительный сайт
Интервью 1. О влюбленности, любви, и чем они отличаются. часть4
Председатель Интернет - Клуба "ПРОСВЕЩЕННАЯ ЛЮБОВЬ" Евгений Пушкарев (Е П).
Гастроли закончились, Виардо уехала домой, в Париж. Тургенев последовал за ней. 1847 - 1850 годы стали для писателя "счастливым трехлетием": он постоянно общался с любимой женщиной, дружил с ее мужем (у них было много общего, они вместе охотились, занимались переводами), изучал испанский и писал (тогда были созданы "Записки охотника").
Из письма к Полине Виардо, 9 сентября 1850 года: "Я должен сказать Вам, что Вы ангел доброты, и Ваши письма сделали меня счастливейшим из людей. Если бы Вы знали, что значит дружеская рука, которая обласкает Вас издалека, чтоб очень нежно вас коснуться:"
В 1861 году Полина Виардо достигла всего, чего могла желать женщина: карьера, дом, семья, дети, надежный друг - Тургенев:
Время от времени он задумывался: "Нет уже точно: этак жить нельзя. Полно сидеть на краешке чужого гнезда. Своего нет - ну и не надо никакого".
Но "никакого" - так он не мог.
Поздней осенью 1860 года произошло какое-то серьезное объяснение между Тургеневым и Луи Виардо (о нем известно косвенно по письмам)
"На днях - мое сердце умерло: Вы понимаете, что я хочу сказать. Прошедшее отделилось от меня окончательно, но, расставшись с ним, я увидел, что у меня ничего не осталось, что вся моя жизнь отделилась вместе с ним:"
Но жизнь продолжалась. Тургенев и семейство Виардо (у нее было три дочери и сын) жили по соседству, он участвовал в домашних спектаклях, проводя большую часть времени там у них. Он стал членом семьи, у него была масса шутливых семейных прозвищ; когда Луи Виардо стал болеть, семейство (Полина Виардо и три ее дочери) выезжало в оперу, на выставки и в гости в сопровождении Тургенева:
"Как бы я хотел соединиться уже со своим другом" - сказал Тургенев, когда узнал о смерти Луи Виардо.
Тургенев пережил друга всего на четыре месяца, успев попрощаться с ним (к моменту его смерти он уже не мог ходить).
У Полины Виардо к Ивану Сергеевичу было чисто дружеское отношение, не было ни одной интимной связи.
Очень похожий треугольник.
Лили Брик познакомилась со своим будущим мужем Осипом Бриком, когда ей было тринадцать, а ему - семнадцать, а через несколько лет, когда она окончила гимназию, они поженились - спокойно, без драм и бурных признаний: "А не кажется ли вам, Лили, что между нами что - то большее, чем дружба?" "Да, кажется". Так они признались друг другу в любви за шесть лет до брака (они поженились в 1912 году).
До встречи с Маяковским оставалось три года. Дочь юриста и пианистки, Лили Брик знала несколько языков (немецкий был ее вторым родным языком), прекрасно разбиралась в искусстве (она выбрала архитектуру, хотя, могла бы стать хорошим математиком). Ее дом был своеобразным салоном, в котором бывала самая элитарная публика: поэты, художники, актеры политики и чекисты.
Но главное, ее умение - вспоминают все, кто ее знал, - она была Женщиной с большой буквы. Она не была красавицей, но - изящная, худенькая, "красивая, рыжая", с огромными сияющими глазами, она манила к себе многих и многих.
"Она умела быть грустной, женственной, капризной, гордой, пустой, непостоянной, влюбленной, умной и какой угодно", - писал Виктор Шкловский. А вот как увидел ее искусствовед Николай Лунин: "Зрачки ее переходят в ресницы и темнеют от волнения; у нее торжественные глаза; есть наглое и сладкое в ее лице с накрашенными губами и темными волосами: Муж оставил на ней сухую самоуверенность, Маяковский забитость, но эта "самая обаятельная женщина" много знает о человеческой любви и любви чувственной".
Молчи, грусть, молчи!
И вот 1915-й. Из воспоминаний Эльзе Триоле.
"В июле умер отец, Лили приехала на похороны. И несмотря ни на что, мы говорили о Маяковском. Она о нем слыхала, но к моему восторгу отнеслась скептически. После похорон, оставив мать с теткой на даче, я поехала к Лили, в Петроград, и Маяковский пришел меня навестить к Лили, на улице Жуковского. В этот ли первый раз, в другую ли встречу, но я уговорила Володю прочесть стихи Брикам. Брики отнеслись к стихам восторженно, безвозвратно полюбили их. Маяковский безвозвратно полюбил Лили".
Влюбился так "безвозвратно", что даже не вернулся в квартиру, где до этого жил, оставив женщину, с которой жил, и все свои вещи. И началось:
Любовь моя,
Как апостол во время оно,
По тысяче тысяч разнесу дорог.
Тебе в веках уготована корона,
А в короне слова мои -
Радугой судорог
Это - "Флейта - позвоночник", поэма, посвященная Лили Юрьевне; потом появились "Люблю" и "Про это". Она стала королевой. Кого еще так бешено - почти до сумасшествия - любили, кому еще посвящали такие стихи?!
Но ей нужно было быть "Прекрасной Дамой трубадура" - чтобы стихи, обожание, покорный паж, - но никаких обязательств. Земная, не небесная, яростная страсть, не жалеющая ни его ни ее. Маяковский на роль пажа не годился.
Быть царем, назначено мне -
Твое личико
На солнечном золоте моих монет
Велю народу:
Вычекань!
А там,
Где тундрой мир вылинял,
Где с северным ветром ведет река торги, -
На цепь нацарапаю имя Лилино
И цепь исцелую во мраке каторги...
Любовь Маяковского к Лили только начиналась, когда он узнал, что у нее "роман" с Александром Краснощековым, заместителем наркома финансов, главой Промбанка. Разве может Маяковский делить любимую с другим любовником? И он садит сам себя "под домашний арест", пытаясь не думать не помнить.: Но не получилось. Когда "арест" закончился, они встретились с Лилей на вокзале, чтобы поехать на несколько дней в Петроград. Войдя в купе, Маяковский прочитал Лили поэму "Про это" и заплакал.
Лили Брик рассказывала: "...Я любила заниматься любовью с Осей. Мы тогда запирали Володю на кухне. Он рвался, хотел к нам, царапался в дверь и плакал".
В книге шведского исследователя жизни и творчества Маяковского - Бенгта Янгфельдта - собрана переписка Маяковского и Лили Брик.
Декабрь 1917 года Маяковский - Брик:
"Дорогой, дорогой Лилик! Милый, милый Осик! :Буду часто выходить за околицу и грустный закрывая исхудавшею ладонью, косые лучи заходящего солнца глядеть вдаль, не появится ли в клубах пыли знакомая фигура почтальона. Не доводите меня до этого! Целую Лиленьку Целую Оську Ваш Володя".
Апрель 1918 года Лили Брик - Маяковскому:
"Милый Щененок, я не забыла тебя: У меня есть новые, красивые вещи. Свою комнату оклеила обоями - черными с золотом: на двери красная Штофная портьера. Звучит все это роскошно, да и в действительности довольно красиво. Настроение из-за здоровья отвратительное. Для веселья купила красных чулок и надеваю их, когда никто не видит, - очень весело!!! Ужасно люблю получать от тебя письма и ужасно люблю тебя. Кольца твоего не снимаю и фотографию повесила в рамке:"
Декабрь 1924 года Маяковский из Парижа Лили Бри в Москву:
"Я ужасно грущу по тебе. Ежедневно чуть не реву: Последнее письмо твое очень для меня тяжелое и непонятное. Я не знала, что на него ответить. Ты пишешь про стыдно. Неужели это все, что связывает тебя с ним и единственное, что мешает быть со мной. Не верю! - А если это так то ведь это так на тебя не похоже - так не решительно и так не существенно.: Делай, как хочешь ничто никогда и никак моей любви к тебе не изменит:"
Июль 1925 года. Лили Брик из Москвы - Маяковскому в Мехико:
":итальянцы обещали через 6 недель визу: Хорошо бы нам в Италии встретиться. Интересно - попадешь ли ты в Соед. Штаты! Пиши подробно, как живешь (с кем - можешь не писать). Нравится ли?:"
Лили Брик была уверена в своей власти над ним. Но несколько раз она оказалась недовольна.
": через две недели я буду в Москве и сделаю по отношению к тебе вид, что я ни о чем не знаю. Но требую: чтобы все, что мне может не понравиться, было абсолютно ликвидировано.: Чтобы не было ни единого телефонного звонка и т.п. Если все это не будет исполнено до самой мелкой мелочи - мне придется расстаться с тобой, что мне совсем не хочется, от того я тебя люблю:"
И не дай Бог, было ему посвятить стихи - не ей! Узнав о том, что Маяковский посвятил стихи Татьяне Яковлевой, Лили Брик перебила в своем доме всю посуду - не от ревности, а от досады. Она же не разрешила Веронике Полонской - последней женщине Маяковского - придти на его похороны, "чтобы это не вызвало пересудов":
Даже рукописи чужих воспоминаний о Маяковском Лили Юрьевна правила по своему усмотрению и после смерти "контролируя" его любовные связи с другими женщинами (воспоминания Полонской, правда, не только по вине Лили Брик, опубликованы через 48 лет после написания).
Когда Маяковский увлекся Натальей Брюханенко и даже собрался жениться Лили просто запретила ему это - у него была "семья"! А семья - это она и ее муж Осип Брик. Осип Брик понимал и ценил творчество Маяковского, он признавал его выдающимся поэтом. К Лили Осип относился больше как к приятелю, чем как к жене, у него было немало любовниц, с которыми он ездил в Крым и подолгу не жил с Лилей половой жизнью.
В посмертной записке после самоубийства одна строчка была посвящена Лили: "Лили люби меня:". 50% прав на наследие Маяковского было присвоено Лили Брик, остальные 50% его матери и сестрам.
У Лоуренса Оливье и Вивьен Ли влюбленность продолжалась почти 20 лет. У Лоуренса она прошла, у Вивьен нет. После развода с Вивьен, на который Лоуренс не пришел, он женился на другой актрисе и прожил с ней до конца жизни. После разрыва взаимоотношений Лоуренс впервые увидел Вивьен только на ее похоронах.
К: Ладно, примеров достаточно. С влюбленностью вроде бы разобрались, хотя не совсем согласна, некоторые моменты хотелось бы уточнить, поспорить. Сейчас хотелось наконец-то начать о самом главном, о любви.
Е П: Да я согласен, что сейчас уже можно и о любви говорить, вводные понятия если мы уже и не освоили, то хотя бы познакомились.
Биологи - эволюционисты считают, что любовное чувство способствует воспроизводству наиболее здорового, полноценного потомства. Тысячи лет назад в период жестоких условий выживания, дети выросшие в семье, где родители любили друг друга были более жизнеустойчивы, т.к. мужчина оказывал своей половой партнерше в период ее беременности и после родов особое внимание, обеспечивая защиту, пищу и воспитание потомства. Поэтому любовное чувство сформировалось и закрепилось как видовой признак
Немецкий философ А.Шопенгауэру по этому поводу писал: "Индивидуализация любовного чувства у человека есть ни что иное, как хитрость природы. Она "заботится" не только о сохранении человеческого рода, но и об его природном усовершенствовании и возвышении. А для этого недостаточно размножения путем случайного соединения особей разного пола: индивидуально-определенных производителей. У человека в отличие от животного речь идет не столько о прекриации вообще, сколько о воспроизводстве наиболее пригодного для мировых целей потомства. Поэтому конкретное лицо может иметь потомство не от всякого субъекта противоположного пола, а лишь от определенного, который для него особо привлекателен:"
Любовь абсолютное благо, как и доброта, совесть, сострадание, милосердие - эти всечеловеческие, нравственные ценности, в высшей степени положительные и созидательные. Поэтому страдания, депрессии, тем более суициды со светлым чувством любовь не совместимы.
Любовь двуединое чувство, она не бывает без физического влечения, детей продолжения рода. Поэтому поводу Вл. Соловьев писал: "Духовную любовь ("платоническую") нельзя признать "истинной", так как не допускает противоположения духа телу: человек в целостности, духовно - телесен. Любовь духовная не имеет и не может иметь за собою никакого реального дела; она вне воли и движения". Вот, что по этому поводу считает психолог В.Франкл: "Любовь столь же основной феномен, как и секс. В норме секс является способом выражения любви. Секс оправдан, даже необходим, коль скоро он является проводником любви".
<<<начало интервью- - -
продолжение часть 5>>>
Наиболее полно эта тема раскрыта в
Различные чувства любовь и влюбленность.
Е Пушкарев Председатель Интернет - Клуба "ПРОСВЕЩЕННАЯ ЛЮБОВЬ"